Финансовая грамотность. Способы использования QR-кода в бизнесе

20 декабря 2024 г., пятница

Прошло немало времени с тех пор, как камеры большинства смартфонов научились считывать QR-коды. Сегодня эта технология стала массовой. QR-коды со ссылками на нужные страницы активно используют представители самых разных отраслей бизнеса. Это один из самых простых способов наладить коммуникацию с клиентами.

Содержание

Какому бизнесу подойдет использование QR-кода?10 способов использования QR-кодаГде и как размещать QR-коды?

Что вообще такое QR-код? По сути, это тот же штрихкод, только в нём можно зашифровать намного больше информации. Зашить в него можно практически что угодно — от web-ссылки и текстовой информации до геолокации.
В этой статье мы расскажем, для какого бизнеса актуально использование этого инструмента, и о 10 интересных способах его применения.

Какому бизнесу подойдет использование QR-кода?

Если отвечать на этот вопрос коротко, то абсолютно любому. Это кафе и рестораны, магазины и клубы, фитнес-центры и клиники, а также многие другие компании. Но в первую очередь это бизнес, который работает в основном в офлайн и хочет перенести часть коммуникаций с клиентом в онлайн. При этом QR-код выгоден не только владельцу бизнеса, но и самому пользователю. Это экономия времени: отсканировать его гораздо быстрее, чем вручную вбивать в поисковую строку адрес сайта.

10 способов использования QR-кода

Как именно можно использовать этот инструмент, чтобы он упростил работу, а не усложнил ее? Давайте разберем несколько способов.

Способ 1. Оплата услуг 

Оплата по QR для бизнеса стала неплохой альтернативой обычной кассе или эквайрингу. В код при этом зашивается сумма оплаты и назначение платежа, а человеку достаточно просто отсканировать его в приложении своего банка и подтвердить оплату. Это удобно для обеих сторон. Клиенту не нужно иметь с собой карту, а бизнесу прием такого платежа обойдется дешевле, чем эквайринг. При этом платежи по QR-коду бизнес может принимать как офлайн, так и онлайн. Приведем два примера.

Клиент поужинал в ресторане и хочет оплатить счет. Для этого его необязательно использовать наличные или физическую пластиковую карту — вполне достаточно приложения банка на смартфоне. Человек может считать код с терминала и провести оплату таким образом.
И второй пример. Клиент выбрал товар или услуги на сайте и хочет оплатить их онлайн. Для этого ему не потребуется вводить данные карты — можно просто отсканировать QR-код в приложении банка. А если он делает заказ со смартфона, достаточно выбрать свой банк — ссылка отправит человека в приложение для оплаты.

Сейчас возможность оплаты по QR-коду предоставляет большинство компаний. Клиенты привыкли к такому формату и не испытывают трудностей.

Способ 2. Чаевые

Это актуально в первую очередь для общепита, но пользуется популярностью и у владельцев отелей, а также в бизнесе, связанном с развлечениями. Отсканировав QR-код, клиент может выбрать сотрудника, которому хочет оставить чаевые. А если в компании работает много людей, можно сформировать отдельный код для каждого специалиста. Клиенту не нужно будет искать сотрудника, который работал с ним, в длинном списке.

Например, человек пообедал в кафе и хочет оставить чаевые официанту. При этом у него нет с собой наличных. Выход из ситуации — QR-код в чеке. Отсканировав его, клиент попадет на страницу, где можно оставить чаевые по СБП.

Способ 3. Визитка

Возможности QR платежами для бизнеса не ограничиваются. В код можно зашить контакты: номер телефона, адрес электронной почты, ссылку на сайт. Чем это лучше обычной визитки? Во-первых, клиенту не нужно будет вручную вводить номер или адрес (в этом случае всегда есть вероятность ошибки). Во-вторых, можно не распечатывать много визиток, тратя деньги компании. Достаточно разместить стикер с QR-кодом на видном месте.

Способ 4. Информация о товаре

Часто разместить всю важную информацию о товаре на ценнике попросту невозможно: не хватает площади. При этом недостаток данных может стать поводом для отказа от покупки. Выход — добавить на ценник QR-код. Перейдя по нему, клиент сможет узнать о товаре больше. Для какой продукции это актуально?

  • Для электроники и бытовой техники — можно разместить по ссылке полные технические характеристики, особенности использования.
  • Для продуктов питания и косметики — QR-код может содержать точную информацию о составе, возможных аллергенах.

А еще код может содержать правила, по которым нужно играть в настольную игру, список сервисов, куда можно обратиться в случае поломки товара, информацию об оригинальности продукта, способах решения проблем и многое другое.
 

Способ 5. Информация о мероприятии

Например, в QR-код можно зашить ссылку, где будут сведения о:

  • месте проведения мероприятия,
  • формате,
  • программе,
  • дресс-коде,
  • музыке, которая будет на нём звучать, и так далее.

QR-код можно разместить в заведении, где состоится событие, или вшить в рекламу. Так потенциальные гости смогут перейти по ссылке, получить больше информации и купить билет. Для последнего бизнесу лучше тоже использовать QR, чтобы клиент мог провести оплату по СБП.

Способ 6. Приглашение в группу, канал или чат

Ресторан может разместить на видном месте QR-код со ссылкой на соцсети. Это отличный способ набрать новых подписчиков, заинтересованную, активную аудиторию. При этом, чтобы инструмент был более эффективным, стоит указать, зачем клиенту сканировать код.
 

Например, QR может сопровождаться надписью «Подпишитесь на наш канал и получите скидку 5 %» или «Информацию о будущих мероприятиях публикуем в группе».

Способ 7. Подключение к программе лояльности

Да, многие компании всё еще используют классические пластиковые карты. Или вынуждают сотрудников вручную вносить данные клиентов в базу. QR-код, с помощью которого то же самое делается в автоматическом режиме, гораздо удобнее.

Как это можно реализовать? Разместить на кассе (если речь идет о магазине) или на столе (если это общепит) QR-код. Клиент сможет перейти по нему и скачать приложение, в котором будет копить бонусы и получать скидки.

Способ 8. Электронное меню

Многие кафе и рестораны уже давно отказались от классического бумажного меню, заменив его электронным полностью или частично. Это очень удобно, если набор блюд или напитков часто меняется. А еще экологично — вы не тратите бумагу. Оптимальный вариант — это разместить QR-код на столе, чтобы посетителям не нужно было вставать с места для получения меню.

Способ 9. Навигация

Это актуально для выставок, музеев. Отсканировав QR-код, посетители могут получить доступ к дополнительной информации об экспонатах или аудиогиду. Это поможет не только больше узнать обо всех образцах, но и осмотреть экспозицию в правильном порядке. 

Способ 10. Контроль сотрудников

Коммуникация с клиентами — не единственная задача, которую может решать QR-код. С его помощью можно реализовать доступ к различным помещениям или электронным системам (сотруднику потребуется отсканировать свой уникальный код).

Где и как размещать QR-коды?

Ответ на этот вопрос зависит от того, для чего конкретно вы используете код. Однако есть несколько общих правил.

  • Код нужно размещать на неподвижных поверхностях. Посудите сами: если это будет вращающаяся дверь в торговом центре, автобус или автомобиль, его будет просто неудобно сканировать. После пары неудачных попыток клиент, скорее всего, оставит эту идею.
  • Код должен быть достаточно большим. Минимум — 2 × 2 сантиметра. Только в этом случае его можно будет считать большинством современных смартфонов.
  • Код должен находиться на уровне глаз. Представьте: если разместить его выше, клиенту придется вытягивать руки над головой или даже вставать на цыпочки. А если ниже — присаживаться. Использование QR-кода должно быть удобным.
  • Код должен сопровождаться пояснительной надписью. Важно объяснить пользователю, зачем его сканировать. Например: «Считай QR-код и получи скидку 10 % на все услуги салона» или «Оставить чаевые можно здесь».

Несмотря на массу способ применения QR, одним из самых популярных у бизнеса остается оплата онлайн. Это выгодно для компании, удобно для клиента и просто.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International