Разъясненине законодательства о разумных сроках уголовного судопроизводства

Разъясненине законодательства о разумных сроках уголовного судопроизводства

 

Процессуальные сроки в уголовном судопроизводстве определяют время, установленное законом для совершения процессуальных действий, принятия процессуальных решений, начала и завершения производства в конкретной стадии уголовного процесса.

С целью обеспечения реализации норм федеральных законов от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», прав граждан на доступ к правосудию, надлежащего надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, на органы прокуратуры возложено осуществление надлежащего надзора за исполнением федеральных законов от 30.04.2010 № 68-ФЗ и № 69-ФЗ, обеспечением прав граждан на судопроизводство и исполнение судебных актов в разумные сроки, в том числе за соблюдением органами предварительного следствия и дознания разумного срока уголовного судопроизводства.

В этой связи правоохранительные органы в целях обеспечения неуклонного исполнения уголовно-процессуального законодательства обязаны обеспечить соблюдение сроков рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел, предупреждение фактов нарушения разумных сроков на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Началом течения срока предварительного следствия ст. 162 УПК РФ признает дату вынесения следователем (дознавателем) постановления о возбуждении уголовного дела, а окончанием - дату направления дела прокурору с обвинительным заключением (актом) либо дату вынесения постановления о передаче дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, либо дату прекращения уголовного дела.

Эта же норма определяет субъектов, которые правомочны устанавливать и продлять сроки следствия: руководитель соответствующего следственного органа районного городского (районного) уровня до 3 месяцев, руководитель следственного органа по субъекту РФ- до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено Председателем Следственного комитета России или руководителем соответствующего следственного органа исполнительной власти либо их заместителями.

Безусловно, не всякое уголовное дело, расследованное в срок свыше установленного УПК РФ, является результатом допущенных следователем или дознавателем нарушений закона. Продление срока может быть вызвано и объективными, «уважительными» причинами: уголовное дело может быть ранее приостановлено и возобновлено, по делу необходимо провести большой объем следственных действий, в т.ч. судебных экспертиз, по делу привлекаются значительное количество обвиняемых и т.д.

Вопросы соблюдения сроков расследования находятся в постоянном поле зрения прокуроров и являются предметом систематического анализа. При выявлении фактов волокиты, допускаемой органами предварительного следствия и дознания при расследовании уголовных дел, органы прокуратуры принимают меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

Принципиальному прокурорскому реагированию должны подвергаться и нарушения уголовно-процессуального законодательства, допускаемые при вынесении постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания при отсутствии оснований, установленных ст. 208 УПК РФ. Недопустимы факты вынесения незаконных постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания вместо продления сроков предварительного расследования.

На досудебных стадиях уголовного судопроизводства обращается внимание на соблюдение процессуальных сроков не только при расследовании уголовных дел, но и при проведении доследственных проверок, а также на законность и обоснованность их продления.

В связи с этим, недопустимы факты немотивированной пересылки заявлений и сообщений о преступлениях, материалов проверок и уголовных дел из одного органа предварительного расследования в другой.

Во избежание многократных отмен постановлений об отказе в  возбуждении уголовного дела и проведения дополнительных проверок по одному сообщению о преступлении, в том числе по результатам  рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства,  руководителями органов расследования должен быть обеспечен контроль за  разрешением материалов до принятия законного и обоснованного  процессуального решения, требуя обеспечения полноты первоначально  проводимых проверок.

Кроме того, по фактам нарушения сроков осуществления проверочных мероприятий, принятия решений, вынесения заведомо незаконных и необоснованных решений руководители органов расследования должны инициировать проведение служебных проверок с уведомлением прокурора о принятых к виновным должностным лицам мерах ответственности.

Законом участникам судопроизводства предоставлено право приносить жалобы на действия (бездействие) органов расследования, в т.ч. и на нарушение сроков расследования.

При рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства на нарушение разумных сроков в ходе досудебного производства по уголовному делу учитываются следующие обстоятельства: сложность квалификации преступных действий, установления обстоятельств  совершения преступлений, сбора доказательств по уголовному делу, поведение участников уголовного судопроизводства, ритмичность, достаточность и эффективность действий должностных лиц органов предварительного расследования, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования.

В случае признания обоснованными доводов заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков, руководителю следственного органа прокурором вносится требование об устранении выявленных нарушений.

Особое место в анализируемой тематике занимают вопросы продления срока содержания под стражей. При поддержании ходатайств следователей и дознавателей работники органы прокуратуры исходят из целей, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, а также руководствоваться принципами Конвенции о защите прав человека и основных свобод и позициями Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей. В каждом случае изучается возможность применения иной, более мягкой, меры пресечения по сравнению с арестом, оценивать объективность представляемых следователем оснований для продления содержания под стражей, устанавливать, имеются ли иные обстоятельства, кроме указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, свидетельствующие о необходимости изоляции лица от общества.

Также учитываются и положения Перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 №3. Согласно этому нормативно-правовому акту, запрещается избирать меру пресечения в виде заключения под стражу при наличии у обвиняемого или подозреваемого определенных заболеваний.

 

                                                         P.M. ГАЛИЕВ,

                                                     заместитель прокурора района

                                                     советник юстиции

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International