РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ТУКАЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «___»_________2019 г. №_________
«Об отдельных вопросах, связанных
с предоставлением муниципальных гарантий Тукаевским муниципальным районом»
Во исполнение статей 115.2 и 115.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 37 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Исполнительный комитет муниципального образования «Тукаевский муниципальный район»,
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Порядок осуществления анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом (Приложение №1);
Порядок осуществления проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, а также контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом (Приложение №2);
Порядок определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом (Приложение №3).
2. Установить, что при выявлении в течение срока действия муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом недостаточности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу (в том числе в случае существенного ухудшения финансового состояния принципала, юридического лица, предоставившего в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу банковскую гарантию или поручительство, уменьшения рыночной стоимости предмета залога), принципалом в 90-дневный срок осуществляется замена обеспечения (полная или частичная) либо предоставляется дополнительное (на недостающую сумму) обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствие с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
3. Установить, что в случае полной или частичной приватизации принципала, являющегося хозяйственным обществом, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Тукаевскому муниципальному району, или муниципальным унитарным предприятием, имущество которого находится в собственности Тукаевского муниципального района, по обязательствам которого предоставлена муниципальная гарантия Тукаевского муниципального района, принципал в 90-дневный срок со дня завершения приватизации предоставляет соответствующее требованиям статьи 115.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечение исполнения своих обязательств по удовлетворению регрессного требования гаранта, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.
4. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
5. Разместить настоящее постановление на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (http//pravo.tatarstan.ru), а также на официальном сайте Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (tukay.tatarstan.ru).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Руководитель
Исполнительного комитета Л.Г. Авзалов
Приложение №1
к постановлению Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района
от «___»_________2019г. № ____
Порядок
осуществления анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом
- копии бухгалтерского отчета о деятельности принципала за последний отчетный год по утвержденным Министерством финансов Российской Федерации формам и пояснительные записки к ним с отметками территориального налогового органа об их принятии (или с извещением территориального налогового органа об их принятии в электронном виде);
- расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности на начало текущего года и на конец последнего отчетного периода текущего года с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более пяти процентов от общего объема задолженности) и сроков ее погашения;
- нотариально заверенной копии аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности принципала за отчетный год (распространяется на экономические субъекты, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной ежегодной аудиторской проверке);
- справки налогового органа об отсутствии задолженности принципала по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, полученной не ранее чем за 14 дней до даты ее представления;
- расчета стоимости чистых активов принципала на последнюю отчетную дату и на начало текущего года.
Приложение
к Порядку осуществления анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом
Методика оценки финансового состояния принципала
1.1. Для оценки финансового состояния принципала используются три группы базовых финансовых индикаторов, рассчитываемых на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой ликвидности;
коэффициент текущей ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) рассчитывается по следующей формуле:
![]()
где
ден.средства(1250) – денежные средства в кассе и на расчетном счете (код строки бухгалтерского баланса 1250),
кр.фин.вложения(1240) – сумма краткосрочных финансовых вложений (акций, векселей, облигаций, предоставленных займов и т.д.), сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода (код строки бухгалтерского баланса 1240),
тек.обязательства(1500-1530-1540) – краткосрочные финансовые обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V бухгалтерского баланса (код строки бухгалтерского баланса 1500), доходов будущих периодов (код строки бухгалтерского баланса 1530) и оценочных обязательств (код строки бухгалтерского баланса 1540).
2.3. Коэффициент быстрой ликвидности (К2) характеризует способность оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель определяется по следующей формуле:
![]()
где
деб.задолженность(1230) – дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (код строки бухгалтерского баланса 1230),
кр.фин.вложения(1240) – сумма краткосрочных финансовых вложений (акций, векселей, облигаций, предоставленных займов и т.д.), сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода (код строки бухгалтерского баланса 1240),
ден.средства(1250) – денежные средства в кассе и на расчетном счете (код строки бухгалтерского баланса 1250),
тек.обязательства(1500-1530-1540) – краткосрочные финансовые обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V бухгалтерского баланса (код строки бухгалтерского баланса строка 1500), доходов будущих периодов (код строки бухгалтерского баланса 1530) и оценочных обязательств (код строки бухгалтерского баланса 1540).
2.4. Коэффициент текущей ликвидности (К3) вычисляется по следующей формуле:
![]()
где
оборотн.активы(1200) – оборотные активы (код строки бухгалтерского баланса 1200),
крат.обязательства(1500-1530) – краткосрочные финансовые обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V бухгалтерского баланса (код строки бухгалтерского баланса 1500) и доходов будущих периодов (код строки бухгалтерского баланса 1530).
3.1. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) определяется по следующей формуле:
![]()
где
собственный капитал(1300) – собственный капитал и резервы (код строки бухгалтерского баланса 1300),
заемный капитал(1500+1400-1530) – финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (коды строк бухгалтерского баланса 1500 и 1400) без учета доходов будущих периодов (код строки бухгалтерского баланса 1530).
4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (К5) отличается для торговых и иных предприятий.
4.2. Для торговых предприятий показатель рентабельности определяется на основе финансового коэффициента рентабельности продукции по следующей формуле:
![]()
где
прибыль от продаж(2200) – прибыль от реализации продукции (код строки отчета о финансовых результатах 2200),
валовая прибыль(2100) – валовая прибыль (код строки отчета о финансовых результатах 2100).
4.3. Для неторговых предприятий показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности и определяется по следующей формуле:
![]()
где
прибыль от продаж(2200) – прибыль от реализации продукции (код строки отчета о финансовых результатах 2200),
выручка(2110) – выручка (код строки отчета о финансовых результатах 2110).
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливается наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице 1.
Таблица 1.
Пороговые значения показателей и выбор категории в зависимости
от фактических значений показателей
|
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
|
К1 |
более 0,2 |
0,1 – 0,2 |
менее 0,1 |
|
К2 |
более 0,8 |
0,5 – 0,8 |
менее 0,5 |
|
К3 |
более 2,0 |
1,0 – 2,0 |
менее 1,0 |
|
К4 |
|
|
|
|
предприятия торговли |
более 0,6 |
0,4 – 0,6 |
менее 0,4 |
|
предприятия других отраслей |
более 1,0 |
0,7 – 1,0 |
менее 0,7 |
|
К5 |
более 0,15 |
0,0 – 0,15 |
менее 0,0 (нерентаб.) |
5.3. Значение сводной оценки (S) вычисляется по следующей формуле:
![]()
где
Весi – вес показателя Ki в сводной оценке, i=1, 2, 3, 4 или 5. Значения весов представлены в таблице 2.
Категорияi – категория, к которой относится значение показателя Ki. Категорияi = 1, 2 или 3.
Таблица 2.
Вес показателей, используемые при расчете сводной оценки
|
Показатель |
Вес показателя |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,11 |
|
Коэффициент быстрой ликвидности (К2) |
0,05 |
|
Коэффициент текущей ликвидности (К3) |
0,42 |
|
Соотношение собственных и заемных средств (К4) |
0,21 |
|
Коэффициент рентабельности (К5) |
0,21 |
5.4. На основе значения сводной оценки определяется степень финансового состояния принципала.
Финансовое состояние принципала может иметь одну из следующих степеней:
хорошая степень финансового состояния — если значение сводной оценки не превышает 1,05;
удовлетворительная степень финансового состояния — если значение сводной оценки больше 1,05, однако, не превышает 2,4;
неудовлетворительная степень финансового состояния — если значение сводной оценки больше 2,4.
Приложение №2
к постановлению
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района
от «___»_________ 2019г. №______
Порядок
осуществления проверки достаточности, надежности и ликвидности
обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, а также контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления
муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к осуществлению проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом (далее — гарантия), а также контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления гарантии.
2. В качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии может приниматься один или несколько из следующих видов обеспечения:
государственная или муниципальная гарантия;
поручительство юридического лица;
банковская гарантия кредитной организации, не являющейся кредитором принципала по кредиту, обеспечиваемому гарантией;
залог имущества принципала или третьего лица.
3. Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед Тукаевским муниципальным районом и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.
4. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения осуществляется Финансово-бюджетной палатой Тукаевского муниципального района при предоставлении гарантии до ее предоставления, а также после предоставления гарантии в течение срока действия предоставленной гарантии ежегодно не позднее 1 июня до прекращения обязательств по гарантии.
5. Осуществление проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения осуществляется на основе анализа документов, представляемых принципалом по Перечню документов, подлежащих представлению принципалом для получения муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом и заключения договора о предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, утвержденному постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального.
6. Проверка достаточности обеспечения заключается в определении соответствия предоставляемого (предоставленного) обеспечения требованиям к минимальному объему (сумме) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по гарантии, предусмотренным Порядком определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии Тукаевского муниципального района, утвержденным постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района.
7. Надежность банковской гарантии и поручительства определяется устойчивостью финансового состояния банка или иной кредитной организации (далее — банк-гарант) и поручителя.
8. Финансовое состояние банка-гаранта признается устойчивым, и банковская гарантия признается надежной, если банк-гарант соответствует одновременно следующим требованиям:
а) наличие генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
б) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
в) наличие объема активов I, II категории в размере не менее 50 процентов от общего объема активов;
г) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 1 млрд. рублей;
д) выполнение требования Центрального банка Российской Федерации по соблюдению обязательных нормативов (в том числе с учетом долговой нагрузки, принимаемой в связи с предоставлением банковской гарантии);
е) отсутствие убытков по итогам деятельности за последний отчетный год и последний отчетный период текущего года;
ж) наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) или не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» либо наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-» по классификации рейтинговых агентств «Standard & Poor's» или «Fitch Ratings» или не ниже уровня «Ва3» по классификации рейтингового агентства «Moody's».
9. Оценка финансового состояния поручителя осуществляется в соответствии с Методикой оценки финансового состояния принципала являющейся приложением к Порядку осуществления анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии Тукаевским муниципальным районом, утвержденному постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района.
Финансовое состояние поручителя признается устойчивым и поручительство признается надежным, если финансовое состояние поручителя имеет хорошую или удовлетворительную степень оценки, а также если при наличии кредитного рейтинга (кредитных рейтингов) поручитель имеет кредитный рейтинг по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации не ниже уровня «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) или не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» либо наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-» по классификации рейтинговых агентств «Standard & Poor's» или «Fitch Ratings» или не ниже уровня «Ва3» по классификации рейтингового агентства «Moody's».
11. Оценка имущества, предоставляемого (предоставленного) принципалом или третьим лицом в залог в обеспечение обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, и определение степени ликвидности данного имущества осуществляются в соответствии с абзацем седьмым пункта 3 статьи 932 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
12. Финансово-бюджетная палата Тукаевского муниципального района в 10-дневный срок после осуществления проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения представляет соответствующее заключение в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района.
Приложение №3
к постановлению
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района
от «___»_________ 2019г. №______
Порядок
определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии Тукаевского муниципального района
3. Минимальный объем обеспечения соответствует:
- уровню 100 процентов от суммы муниципальной гарантии Тукаевского муниципального района - при хорошей степени финансового состояния принципала;
- уровню 120 процентов от суммы муниципальной гарантии Тукаевского муниципального района - при степени финансового состояния принципала не выше, чем удовлетворительная степень.
4. При оценке соответствия общего объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии Тукаевского муниципального района минимальному объему обеспечения:
- поручительства юридических лиц, банковские гарантии, государственные (муниципальные) гарантии учитываются в той сумме, на которую они предоставлены;
- рыночная стоимость имущества, передаваемого (переданного) в залог, оценка которой осуществляется в соответствии с абзацем седьмым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежит корректировке с использованием коэффициента 0,7.